1. Что такое венозная язва голени?

Это дефект кожи, в большинстве случаев расположен над лодыжкой, образуется в результате варикозного расширения вен нижних конечностей и хронической венозной недостаточности. Они встречаются и рецидивируют часто, заживление трудное, а иногда невозможное.

2. Какие заболевания вен вызывают возникновение варикозных язв?

Варикозное расширение вен нижних конечностей и хроническая венозная недостаточность (подробнее читйете в разделе варикозной болезни, анатомия вен и их расстройства).

3. Как диагностируются варикозные язвы голени?

Они имеют определенные особенности:

• Часто располагаются над лодыжкой.
  • Обычно окружены темно-коричневой кожей.
  • Часто отмечается варикозное расширение вен нижних конечностей.
  • Остальная часть голени и стопы выглядит нормально.

Большая часть язв голеней с такой характеристикой являются варикозными.

Для диагностики необходимо проводить дуплексное сканирование вен нижних конечностей.

Пациент с язвой голени при обращении к врачам общей практики должен быть направлен к хирургу или хирургу- флебологу немедленно.

4. Что будет, если у меня есть трофическая язва венозного происхождения и я не занимаюсь ее лечением?

До недавнего времени считалось, что трофические язвы венозного происхождения, трудно поддаються лечению, или вообще не поддаются. Пациенты стали считать, что попытка лечения- это трата времени и средств. Это было бы правильно, если бы язва не расширялась, не инфицировалась и не углублялась, приводя к венозному кровотечению, угрожающему жизни, возникающему часто внезапно, а иногда во сне (чему предшествует ночной зуд).

5. Что тогда делать?

К счастью пациентов, появившаяся в недавнем времени пенная склеротерапия приводит к заживлению более 98% венозных язв голени за предельно короткий срок, в среднем от двух недель до трех месяцев, в зависимости от глубины, площади, давности и инфицированности язв.

6. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

• Делать бесконечные перевязки и носить компрессионный трикотаж без совета специалиста.
  • Давать пациентам с трофическими изменениями области лодыжек гормональные кремы до исключения венозной недостаточности
  • Сообщать пациентам с варикозной болезнью, что эта проблема носит косметический характер и обращаться к специалисту нужно тогда когда возникнут проблемы.
  • Назначать на длительный период поддерживающий компрессионный трикотаж, больным с трофическими изменениями лодыжек или с варикозными венами без определения причины и без ее устранения.

7. Как вы лечите трофические язвы венозного происхождения?

Существует четыре важных принципа, лежащих в основе эффективного лечения варикозных язв голеней:

• Детальный осмотр и дуплексное сканирование для выяснения причин изъязвления.
  • Пенная склеротерапия варикозных вен приводящих к образованию язв.
  • Содержать язву чистой и проводить регулярные перевязки в целях лечения и предотвращения инфекции.
  • Профилактические меры и, в первую очередь, ношение компрессионного трикотажа как можно чаще. ( посмотрите раздел варикозной болезни- профилактика варикозной болезни).

8. Как долго длится заживление язвы голени?

Длится от двух недель до трех месяцев в зависимости от глубины, площади, давности и инфицированности язв.

9. Что я могу делать для уменьшения рецидивов трофических язв голеней венозного происхождения?

• Ношение компрессионного трикотажа;
  • Ходьба и упражнения направленные на устранение застоя в венах нижних конечностей;
  • Правильный уход за язвой и регулярные перевязки;
  • Снижение веса (при его избытке);
  • Борьба с запорами (при их наличии).

10. Нужна ли Госпитализация?

Госпитализация не нужна, даже при наличии больших, глубоких и множественных язв обеих голеней. Лечение проводится в амбулаторных условиях.

11. Как долго длится курс лечения и как часты будут мои визиты к врачу?

Курс длится от 2 недель и до 4 месяцев, т.е. столько, сколько нужно времени для заживления. За это время вы обращаетесь к вашему лечащему врачу один раз в 5-7 дней в течение месяца, а затем 1 раз в 2-3 недели до полного заживления язв.

12. Откроются ли язвы снова?

Так как варикозная болезнь прогрессирует с годами, то вероятность появления язв голеней при рецидиве варикоза существует.

Исходя из моего 13 летнего опыта лечения варикозных язв голеней могу сказать, что, несмотря на рецидив варикоза в той или иной степени у разных больных, рецидива язв не наблюдалось. Появление варикоза на другой голени не наблюдалось по той причине, что при лечении изначально мы лечили варикоз на обеих нижних конечностях.

13. Кому подходит пенная склеротерапия?

Лечить пенной склеротерапией можно практически всех больных: с варикозным расширением вен любого диаметра в том числе осложненных язвами, первичными или рецидивными, любого срока давности.

14. Что вводится в вены и как это действует?

Вводится склерозирующая пена в просвет вены под контролем ультразвука. Пена отталкивает кровь, замещая ее в просвете вены и взаимодействует со стенкой сосуда, заставляя последнюю склерозироваться, т.е. сморщиваться, а затем закупориваться. Вена выключается из кровотока, а венозный застой ликвидируется, что способствует нормализации кровотока и тем самым скорейшему заживлению язв.