Липома – это доброкачественное новообразование жировой ткани. Чаще всего липома встречается в подкожной клетчатке, но может образовываться и во внутренних органах, имеющих жировую прослойку.

У кого может расти и как часто встречается липома?

Липома - часто встречающаяся патология, которая может иметь место у любого человека и в любом возрасте. Чаще встречается 1 или 2 липомы, но некоторые люди могут быть склонны к образованию десятка или более липом на разных участках тела. Может встречаться как у худых людей, так и у людей с избыточным весом.

Каковы симптомы липомы?

Обычно липома располагается под кожей и имеет вид хорошо заметного узла округлой или овальной формы, диаметром не более 1,5-2 см (иногда встречаются и большие липомы). Если липома состоит только из жира, то она мягкая на ощупь. Чем больше в ней соединительной ткани, тем она плотнее. Опухоль безболезненна. Чаще всего встречаются липомы на спине, шее, плечах, бедрах. Они могут быть единичными или множественными. Со временем липома может увеличиваться в размерах.

В зависимости от состава липомы различают:

1. Липому - из жировой ткани.
  2. Фибролипому - из жировой и фиброзной ткани.
  3. Ангиолипому - из жировой ткани и сосудов.
  4. Миолипому - из жировой и мышечной ткани.
  5. Шваннолипому - из жировой ткани со смесью нервных волокон.

Какие исследования могут понадобиться для подтверждения диагноза?

Чаще всего диагноз ставится по результатам осмотра, но в некоторых случаях может понадобится ультразвуковое исследование и пункция, с последующим цитологическим исследованием. В редких случаях также может понадобиться КТ или МРТ.

Большая липома подмышечной области

Липома ладони

Липома бедра

Липома предплечья

Нуждается ли липома в лечении?

Как правило, хирурги не рекомендуют удаление липомы, если она не беспокоит пациента или не увеличивается в размерах. Липома не исчезает самостоятельно, поэтому, если она начинает беспокоить или увеличиваться в размерах, ее следует незамедлительно удалить и подвергуть гистологическому исследованию.

Лечение

Липома удаляется под местной анестезией, через маленький разрез за 15-30 минут; операция заканчивается наложением косметического шва. После операции удаленную липому отправляют на гистологическое исследование.

Для чего мы направляем удаленную липому на гистологическое исследование?

Это необходимо, чтобы убедится, что это именно липома, а не более опасное заболевание (такое, как липосаркома – встречается в 1% случаев).

Альтернативой оперативному вмешательству может быть липосакция. При этом, липома может рецидивировать (вырасти снова), если не будет удалена полностью.

Несмотря на то, что липома не представляет большой опасности для жизни, в зависимости от локализации (липомы внутренних органов) и размера она может представлять угрозу.

Растущую липому нужно срочно оперировать, потому что:

1. Она может быть злокачественной;
  2. Удаление маленькой липомы оставит маленький послеоперационный рубец, а удаление большой липомы - большой.