Фиброаденома — доброкачественная органоспецифическая опухоль молочной железы железистого происхождения. Характерное отличие фиброаденомы от аденомы — преобладание  соединительной ткани стромы над железистой паренхимой.

Причины развития фиброаденомы молочной железы точно не выяснены.

Пик выявляемости приходится на 20-30 лет. При этом, бессимптомная фиброаденома может быть впервые выявлена и в гораздо более позднем возрасте при профилактическом обследовании или случайно при пальпации, если она расположена поверхностно.

Чаще всего фиброаденома выявляется как единичная опухоль молочной железы, однако нередки случаи множественных фиброаденом, которые могут локализоваться одновременно в обеих молочных железах.

Клиническая картина фиброаденомы

Фиброаденома имеет характерную клиническую картину:

• При осмотре крупная фиброаденома может определяться визуально.

• При пальпации определяется как четко отграниченная смещаемая опухоль плотно-эластической консистенции от 1 до 5 см в наибольшем диаметре. [image]
  • Располагается, как правило, вне ареолярной зоны. Наиболее частая локализация — верхненаружный квадрант молочной железы.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Для установления точного диагноза, в подавляющем большинстве случаев достаточно следующих методов:

• Клинический осмотр и пальпация молочной железы
  • УЗИ молочной железы
  • Тонкоигольная аспирация опухоли с последующим цитологическим исследованием

Дифференциальную диагностику следует проводить со следующими заболеваниями:

• Рак молочной железы
  • Киста молочной железы
  • Цистаденопапиллома

Лечение и врачебная тактика

Тактику врача при лечении фиброаденомы определяют два основных свойства фиброаденомы:

• Фиброаденома редко поддается консервативному лечению.
  • Фиброаденомы не способны к озлокачествлению/малигнизации (кроме листовидной фиброаденомы, которая в 10% случаев может переродиться в саркому молочной железы)

Исходя из этих двух фактов, показаниями к хирургическому лечению фиброаденомы молочной железы являются:

• Листовидное строение фиброаденомы (абсолютное показание)
  • Большие размеры (больше 2 см) или размеры вызывающие косметический дефект.
  • Желание пациентки удалить опухоль и забыть о ней.
  • Быстрый рост опухоли.

В остальных случаях, после морфологического подтверждения диагноза фиброаденому можно наблюдать. Для хирургического лечения фиброаденомы мы выбираем метод энуклеации опухоли через параареолярноый «косметический» разрез чаще под местной анестезией, иногда под общим наркозом.

Фотографии (A и B) через 2 года после удаления фиброаденомы. (C и D) фотографии через 6 месяцев после удаления доли молочной железы. Фотографии пациентки (E и F) через 6 месяцев после удаления фиброаденомы.

Профилактика фиброаденомы

Специфических методов первичной профилактики не существует. Для вторичной профилактики проводится регулярное обследование с использованием УЗИ молочной железы и самообследование 1 раз в месяц с 5 до 12 дня менструального цикла.

Иногда возникают новые фиброаденомы на месте удаленной фиброаденомы или в другом месте молочной железы. Важно понимать, что это всегда именно новая фиброаденома, а не рецидив старой.