Что такое вросший ноготь?

Это состояние, при котором край ногтевой пластинки врезается в окружающую кожу, что причиняет боль и может приводить к инфицированию и нагноению. Может случиться с любым пальцем, но чаще всего встречается в больших пальцах стоп.

Вросший ноготь - часто встречающая проблема, в особенности у подростков и молодых людей. Вросший ноготь - хронически протекающее заболевание, склонное к рецидивам даже после хирургического лечения; доставляет немало страданий и представляет собой важную социально-медицинскую проблему.

Предрасполагающие и способствующие факторы

• Наследственный фактор: отмечено много случаев вросшего ногтя у членов одной семьи и переход заболевания из одного поколения в другое;
  • Плохо вентилируемая, слишком узкая обувь на высоком каблуке или с недостаточной опорой;
  • Неправильная обработка ногтей с вырезанием их уголков;
  • Поперечное плоскостопие, сопровождающееся значительным отклонением направления большого пальца кнаружи или кнутри;
  • Широкие пальцы с выраженными ногтевыми валиками и выпуклыми ногтями, боковые края которых круто загибаются (почти под прямым углом);
  • Врожденные деформации стоп, в том числе чрезмерная длина первого пальца;
  • Чрезмерная мобильность человека, тяжелые динамические или статические нагрузки и избыточная масса тела, особенно при наличии функциональной слабости связочно-мышечного аппарата стоп - все это способствует уплощению их свода и развитию вальгусной деформации (отклонению внутрь) больших пальцев в результате мышечно-связочного дисбаланса;
  • Травма пальцев;
  • Врожденное утолщение ногтевых пластин;
  • Ногтевые дисплазии.

Различают три степени тяжести заболевания:

• I степень — слабо выраженная болезненность во время ходьбы, воспалительная реакция мягких тканей валика в виде незначительной отечности и гиперемии (покраснения).
  • II степень связана с увеличением острого угла ногтевой пластины и дальнейшим ее врастанием в валик. Это приводит к усилению покраснения и отека тканей, возникновению гнойно-воспалительного процесса и изъязвлению.
  • III степень — формирование кровянисто-гнойной гранулемы (избыточные грануляции в виде красноватого узелка, которые легко кровоточат). В случае длительного хронического течения воспалительного процесса под влиянием давления гранулемы и увеличенного (в результате отека) бокового валика ногтевая пластина искривляется.

Если ногтевой валик воспалился?

Тогда вы почувствуете боли, заметите отечность и гиперемию (покраснение) кожи в зоне врастания ногтевой пластинки. Иногда можно заметить гнойные выделения у основания вросшей части. Усиление боли и распространение покраснения будут означать усиление воспаления.

Когда я должен обратиться к специалисту?

Как только начинаются проблемы с пальцами. Чем раньше Вы обратитесь, тем быстрее получите квалифицированную помощь. Это значительно уменьшит Ваши мучения.

Лечение

Лечение вросшего ногтя сводится к удалению небольшого вросшего лоскута ногтевой пластинки. Полное удаление ногтевой пластинки ушло в прошлое: даже при врастании ногтевой пластинки с двух сторон рекомендуется сохранение ногтевой пластинки и удаление только вросших лоскутов.

• Проводится местное обезболивание (тонкой иглой у основания ногтя);
  • Делается продольный разрез, отступив от вросшего края 1,5-2 мм до зоны роста;
  • Лоскут удаляется.

• Зона роста удаленного лоскута обрабатывается сургитроном (радиоволнами) с целью минимизации вероятности нового врастания;
  • Накладывается тугая стерильная повязка с антибактериальной мазью.

Вся процедура безболезненна и занимает не более 8-10 минут. Вы возвращаетесь к нормальному ритму жизни сразу после проведения процедуры. В 1й (и, иногда, 2й) день может требоваться обезболивающее средство (Парацетамол).

Перевязки рекомендуется проводить 1 раз в 2 дня до полного заживления раны. Период полного заживления раны занимает от 8 до 15 дней, в зависимости от выраженности воспалительного процесса.

Большинство пациентов обращаются за помощью очень поздно, иногда даже спустя несколько месяцев после начала воспаления.

Как предотвратить рецидив?

• Обрезать ногти аккуратно и не очень коротко (лучше после ванны или душа, когда ногти мягкие);
  • Соблюдать гигиену и держать ноги теплыми;
  • Отказаться от ношения узкой обуви и носков из синтетического материала;
  • Обрабатывать рану антисептиком и антибактериальной мазью несколько дней, в случае повреждения кожи при обрезке ногтей.